От 6 июня 2024 года.

Россия и Китай организуют круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Масштабный проект совместно реализуют Росатом и китайская судоходная компания. На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), соответствующие соглашение подписали «Русатом Арктик» (входит в структуру Росатома) и Hainan Yangpu NewNew Shipping Co. Ltd. Подписанный документ предусматривает организацию круглогодичной контейнерной линии между портами двух стран с использованием Севморпути (СМП). Стороны планируют создать совместное предприятие для проектирования и строительства контейнеровозов высокого ледового класса и оперирования арктической судоходной линией. Росатом с 2018 года является инфраструктурным оператором Севморпути. Госкорпорация в декабре прошлого года создала дочернюю компанию «Русатом Арктик» для реализации проектов, связанных с развитием грузовой базы, транспортной и логистической инфраструктуры СМП. Hainan Yangpu NewNew Shipping – один из первых иностранных контейнерных операторов, который начал регулярные рейсы по Северному морскому пути.

Китайские самолеты совершили первые полеты на биотопливе, произведённом в стране.

Испытание успешно прошли лайнеры ARJ21 и C919. Первый вылет из Шанхая, второй из города Дунъин провинции Шаньдун. Самолеты заправили смесью из биотоплива и авиационного керосина в соотношении 40/60. Предприятие компании Sinopec Zhenhai производит биотопливо на основе кокосового, пальмового и льняного масел, животного жира, а также использованного растительного масла. Успешный полет не только подтвердил безопасность китайского биотоплива, но и заложил основы для его применения в коммерческих масштабах. По официальным данным, в Китае ежегодно авиация потребляет около 30 миллионов тонн топлива. В случае полного перехода на растительный аналог страна могла бы сократить выбросы углекислого газа примерно на 55 млн тонн в год.

Начало стройки железной дороги, которая соединит Китай и Центральную Азию.

6 июня началось строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, заявил глава кабмина Акылбек Жапаров. Об этой железной дороге говорят уже много лет. Обсуждались разные маршруты, в итоге стороны остановились на комбинированном варианте Торугарт — Арпа — Макмал — Джалал-Абад. Планируемая железная дорога соединит Китай и Центральную Азию. Далее она откроет новые маршруты перевозок в страны Европы и Персидского залива. Кыргызстан рассчитывает, что благодаря этой магистрали превратится из тупиковой страны в транзитную. Железная дорога обеспечит республике бурный экономический рост. Ожидается, что только налогами эта железная дорога может приносить Кыргызстану от 25 до 50 млн. долл. США в год. Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов.

Объем грузоперевозок через железнодорожную станцию Алашанькоу вырос на 5 % за год.

За 2023 год через железнодорожную станцию Алашанькоу на границе с Китая с Казахстаном перевезли более 26 млн. тонн грузов. Об этом заявил глава Боро-Тала-Монгольского автономного округа. Это почти на 1,24 млн. или на 5 % больше, чем годом ранее. При этом выполнено более 6000 рейсов между Китаем и Евросоюзом. Это на 340 рейсов или на 6% больше, чем в 2022году.

Товарооборот России и КНР – замедляются ли темпы роста? 

По данным Главного таможенного управления КНР, за январь-май товарооборот Китая и РФ вырос на 2,9%, до 96,509 млрд. долл. США. При этом рост за январь-апрель 2024 года составлял 4,7%. Казалось бы, на фоне всех проблем с платежами картина не удивляет, особенно снижение китайского экспорта в Россию — на 1,8%, до 41,788 млрд. долл. США. При этом российские поставки в КНР выросли на 6,9%, составив 54,72 млрд. долл. США. Да, дисбаланс в торговле снова растет. Вместе с тем если брать отдельно май, то картина иная. Майский товарооборот составил 19,813 млрд. долл. США (в апреле 19,764 млрд. долл. США). Российский экспорт составил 10,727 млрд. долл. США (в апреле $11,447 млрд), а импорт из Китая — 9,086 млрд. долл. США (в апреле $8,317 млрд. долл. США). Но, если считать в юанях, то торговля растет гораздо более впечатляющими темпами, на 6,1%. Китайский экспорт (сократившийся в долларах), вырос в юанях на 1,1% до 296,6 млрд. Российские поставки в КНР подскочили на 10,3% — до 388, 5 млрд. Становится все более очевидно, что российско-китайскую торговлю в долларах считать смысла нет, потому что доля доллара там стремится к нулю, да и в целом картина искажается. Сложно выделить, в какой точно степени на российско-китайский товарооборот повлиял санкционный режим. Интересно, что одновременно падает и торговля между КНР и США – на 1,4%, до 263,53 млрд млрд. долл. США по итогам 5 месяцев. При этом, несмотря на все угрозы, китайский экспорт даже малость подрос на 0,2%, до 195,886 млрд. долл. США, ну и импорт, и без того не слишком впечатляющий, сократился на 5,8%, до 67,641 млрд. долл. США. В целом же внешняя торговля Китая растет неплохими темпами – на 6,3% за первые пять месяцев, в том числе экспорт на 6,1%, импорт на 6,4%. Всего за этот срок китайцы наторговали на 2,46 трлн. долл. США (около 17,5 трлн юаней, в том числе экспорт достиг 9,95 трлн юаней, а импорт — 7,55 трлн юаней). Только в мае объем внешней торговли страны вырос на 8,6% до 3,71 трлн юаней.

Общий объем внешней торговли Китая товарами в январе-мае увеличился на 2,8% и составил 2,464 трлн. долл. США, в том числе экспорт из КНР вырос на 2,7% до 1,401 трлн. долл. США, а импорт – на 2,9% до 1,064 трлн. долл. США. Товарооборот Китая со странами АСЕАН увеличился на 7,2% до 390,333 млрд. долл. США, с государствами ЕС – уменьшился на 4,5% до 313,569 млрд. долл. США.

Контейнерооборот в Китае в январе-апреле этого года вырос на 9 %.

В первые четыре месяца 2024 года контейнерный оборот в Китае вырос на 9 % на фоне роста внешнеторгового оборота страны, свидетельствуют данные Министерства транспорта КНР. За указанный период в портах Китая было обработано в общей сложности 104,03 млн. TEU /20-футовый контейнерный эквивалент/. В январе-апреле грузооборот в портах Китая увеличился на 5,2 %. в годовом исчислении до 5,55 млрд тонн. В частности, объем грузооборота в рамках внешней торговли вырос на 9,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.За первые четыре месяца текущего года общий объем экспорта и импорта товаров в Китае вырос на 5,7 % в годовом исчислении.