KAZANFORUM РОССИЯ-ИСЛАМСКИЙ МИР 2024
Преимущество России
Алексей Оверчук отметил важность сотрудничества России с исламскими государствами и странами глобального юга. Россия активно развивает международные транспортные коридоры, ведет переговоры о зонах свободной торговли со странами ЕАЭС и исламскими государствами. Поддерживая дружественные отношения, страны достигают успешного развития
и синергетического эффекта.
Коридор как драйвер интеграции
В ходе сессии, посвящённой развитию международных транспортных коридоров, проходящих через страны Азии и Ближнего Востока, Марат Хуснуллин отметил, что развитие международных транспортных коридоров в Евразии является приоритетным направлением государственной политики России. Восточный обход Каспийского моря на МТК Север — Юг подразумевает интеграцию железнодорожной сети России с дорогами стран Центральной Азии. На Западном обходе Каспия ключевым проектом является строительство железнодорожного участка Решт — Астара для обеспечения транзита грузов. Россия не ограничивается только железнодорожным транспортом на транспортном коридоре Север — Юг. Планируется развивать водные маршруты через Волгу и обеспечить связь с портами всех стран на Каспийском море. Для автомобильных маршрутов на МТК Север — Юг строится вся необходимая современная инфраструктура. Необходимо скоординировать работу правительств всех стран, участвующих в развитии МТК «Север — Юг». Важно учитывать интенсивное внедрение цифровых инструментов в отрасли и взаимодействие роботов с таможенными службами в будущем.
Субсидии и точки индустриального присутствия
На логистических маршрутах в Евразии произошла радикальная переориентация транспортных потоков. Правительство России приняло «дорожные карты» по развитию транспортных коридоров. Министерство промышленности и торговли запускает два важнейших механизма для развития экспорта. Первый механизм предусматривает субсидирование затрат логистических операторов, работающих по международным транспортным коридорам. Речь идет о четырех транспортных коридорах: в Латинскую Америку, Африку, Северный морской путь и МТК Север — Юг. Цель программы развития экспорта — снижение издержек и создание устойчивых транспортных потоков. За счет перераспределения логистических направлений планируется обеспечить товарооборот с опорными странами почти в $162 млрд к 2030 году. Вторая ключевая задача в рамках программы развития экспорта — создание «точек индустриального присутствия» вдоль маршрутов, включая индустриальные парки, торгово-логистические центры, портовую инфраструктуру и склады.
Меньше рисков и быстрая доставка
Компания DP World представляет позицию крупнейших игроков рынка на форуме. В России налажено сотрудничество с множеством участников рынка, ключевым партнёром для DP World является Росатом. Россия предлагает самый лучший, короткий и быстрый способ связать Дальний Восток и Европу. Логистические цепочки в России пока фрагментированные и слабые. Многие компании приняли решения производить свои товары не в Китае, а в Индии. Одно из решений, над которым DP World работает вместе с Росатомом — Северный морской путь. МТК Север — Юг с использованием железнодорожной сети Ирана и России рассматривается как один из самых удобных способов доставки груза из Азии
в Москву.
Начало стройки в Иране
В июне 2024 года планируется начать изыскательские работы и подписать исполнительный контракт для строительства железной дороги на отрезке Решт — Астара в Иране. Минтранс России надеется начать строительные работы параллельно с проектированием в 2024 году, чтобы запустить сквозную линию в 2028 году. Определены задачи на 2024 год, подписана «Дорожная карта» с Азербайджаном, и до конца июля 2024 года будет подготовлен проект межправительственного соглашения. Предстоит организовать работу по закреплению в российском законодательстве механизмов, зафиксированных в межправительственных соглашениях. Для обеспечения перевозок по МТК необходимо создать альтернативный устойчивый платёжный механизм, который даёт чёткие гарантии всем участникам.
Перспективы торгово-экономического взаимодействия Россия-Афганистан.
Представители России и Афганистана обсудили вопросы торгово-экономического взаимодействия. Товарооборот между странами в 2023 году составил 560 млн долларов США. Наблюдается рост двусторонней торговли. Сведения о том, что российско-афганский товарооборот уже достиг отметки в 1 млрд. долларов США, официально были озвучены Российским деловым центром в Кабуле в апреле 2024 года. Также было отмечено, что двусторонняя торговля в 2022 году составила 170 млн. долларов США. Развитие экономических отношений Афганистана с Россией было затруднено из-за действий США и НАТО. Афганистан импортирует из России газ, нефтепродукты, муку, пшеницу, подсолнечное масло и молочную продукцию. Россия импортирует рудно-металлургическую продукцию и стройматериалы. Афганистан попадает под действие системы тарифных преференций в ЕАЭС с 2009 года. Планируется подключить Афганистан к развитию транспортных коридоров с другими странами. Отмечено, что Афганистан важен для России с точки зрения сотрудничества в транспортно-логистической сфере, особенно в грузовых автоперевозках.